Налоги в инстаграме

Уже многие годы инстаграм — это не просто социальная сеть, где люди публикуют фотографии и следят за жизнью других пользователей. Сейчас он просто переполнен рекламой товаров, работ и услуг, которую публикуют у себя популярные блогеры за вознаграждение. Именно эти — порой немалые — доходы не дают покоя депутатам, которые хотят создать надёжный механизм для налогообложения этого вида заработка.

Налог с инстаграма: с каких доходов уплачивается

Перед каждым человеком, извлекающим доход из своих умений помимо или вместо работы по трудовому договору, возникает нелёгкий вопрос: регистрировать ли эту деятельность официально и, следовательно, платить ли за неё налог?

Слово «налог» в настольной игре

Налоги уплачиваются людьми уже многие сотни лет для того, чтобы государство могло обеспечить обществу комфортное существование

Очевидно, что и доходы от продажи товаров через интернет, и публикация рекламы за вознаграждение по Налоговому кодексу РФ признаются налогооблагаемой базой. Поэтому если налоговая служба сможет установить, что вы незаконно занимаетесь данной деятельностью, то она будет вправе наложить на вас санкции за незаконное предпринимательство и взыскать все неуплаченные налоги.

Безусловно, решение, регистрировать ли свою деятельность и платить ли с неё налоги, остаётся за каждым инстаграм-блогером. Но на мой взгляд, с учётом всех последних законодательных тенденций (например, введения налогового режима для самозанятых) можно предположить, что деятельность ФНС по выявлению укрываемых физическими лицами доходов от незаконной предпринимательской деятельности только активизируется. И скрываться станет всё сложнее.

Видео: должны ли блогеры платить налог

Судьба законопроекта о налоге с рекламы в инстаграме

В середине ноября зампред комитета Госдумы по информационной политике Андрей Свинцов выступил с инициативой, взбудоражившей многие СМИ (РБК, Известия, Инфо24 и другие).

Любая предпринимательская деятельность в Российской Федерации подчинена закону. Можно выступать как индивидуальный предприниматель, как общество с ограниченной ответственностью. Но если блогер получает деньги за услуги, то это предпринимательская деятельность, подчиняющаяся действующим законам и соответствующему налогообложению.

Андрей Свинцов

https://info24.ru/news/v-gosdume-predlozhili-objazat-instagram-blogerov-platit-nalogi-za-reklamu.html

Депутат Андрей Свинцов

Свинцов отметил, что блогер сможет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или общества с ограниченной ответственностью

Депутат Свинцов — не первый представитель властных органов, который решил подвергнуть законодательному регулированию деятельность блогеров. Однако до этого эти попытки ещё ни разу не увенчались успехом. Следует вспомнить хотя бы нашумевший «закон о блогерах», который недавно был отменён ввиду его неэффективности. На мой взгляд, такая же судьба может ждать и эту инициативу.

Возможность принятия этого закона снижают объективно слабые возможности по выявлению многих видов «косвенной» рекламы. Например, простое использование товаров в кадре может быть прописано в рекламном контракте с производителем или дистрибьютором.

Смартфон с открытым приложением Instagram в руке

К рекламе в инстаграме можно отнести любую публикацию, предлагающую другим пользователям воспользоваться какой-либо услугой

Кто и в каком размере должен уплачивать налоги

Даже если законопроект депутата Свинцова не станет полноценным законом, блогерам нельзя будет спать спокойно. Дело в том, что они, как и любые другие физические лица, должны декларировать свои доходы и уплачивать с них НДФЛ по ставке 13%. На это ориентирует нас и Письмо Минфина РФ от 20 августа 2018 года №03–04–05/58764.

Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, в том числе на блогеров, получающих доходы.

Министерство Финансов РФ

Письмо Минфина РФ от 20 августа 2018 года №03–04–05/58764

Картинка: человечки с удочками сидят на облаках и удят деньги из инстаграма

Публикация заказных постов рекламного характера в популярных аккаунтах хорошо оплачивается, поэтому относится к предпринимательской деятельности

Однако существует и другая позиция. Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской считается самостоятельная рисковая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. А бо́льшая часть блогеров, регулярно размещающая на своих аккаунтах рекламу за вознаграждение, подпадает под законодательное определение предпринимателей, а потому должны регистрироваться и платить не НДФЛ по ставке 13%, а НДС со ставкой 20% с 2019 года.

К сожалению, без специалиста в сфере налогообложения произвести все расчёты правильно и уплатить минимальную сумму человеку без опыта вряд ли будет возможно. Поэтому от себя рекомендую либо нанять бухгалтера (хотя бы на аутсорсе), либо воспользоваться сервисами, предоставляемыми банками при обслуживании расчётных счетов юридических лиц.

Девушка за столом с бумагами

На сегодняшний день рынок бухгалтерских услуг достаточно развит, поэтому не обязательно нанимать бухгалтера в штат

Важное правило для блогеров с небольшими доходами содержит статья 145 НК РФ. Согласно её содержанию от уплаты НДС освобождаются те налогоплательщики, сумма выручки которых без налога не больше двух миллионов за предшествующие 3 месяца.

Но ставка обычного НДС «кусается» (особенно после её повышения с начала 2019 года). Для блогеров, которые работают с коллективом помощников, не превышающим 100 человек, и чьи доходы за предшествующие 9 месяцев не превышают 112,5 миллионов рублей, доступна опция использования упрощённой системы налогообложения (УСН). По данной системе ставка составляет скромные 6 или 15%, а налог уплачивается за год (статьи 346.19, 346.20 НК РФ). При этом во многих регионах (например, Москва или Санкт-Петербург) максимальная ставка составляет не 15, а всего 10%.

Очевидно, что УСН подходит всем блогерам в инстаграме, поэтому о ней мы будем говорить и далее.

Женщина с возмущением изучает документ, а мужчина разводит руками

Гражданам, предлагающим в Instagram товары, работы и услуги, нужно быть готовым к тому, что налоговая инспекция их может вычислить и привлечь к ответственности

Инструкция по уплате налога за рекламу в инстаграме

Прежде чем пользоваться льготной ставкой УСН, блогеру нужно зарегистрировать юридическое лицо или ИП и подать заявление о переходе на упрощённую систему.

Налоговым периодом для УСН является календарный год, но существуют также и отчётные периоды: квартал, полугодие и 9 месяцев. По итогам каждого отчётного периода по налогу подлежат уплате авансовые платежи.

Картинка: заплати налоги и спи спокойно

Данные о доходах граждан с рекламы в инстаграме налоговые органы могут получить в кредитных организациях, поскольку клиенты часто рассчитываются за покупки с помощью онлайн-переводов

Чтобы не нарушить налоговое законодательства, следует действовать так:

  1. Не позднее 25 дней с окончания каждого отчётного периода необходимо самостоятельно рассчитать и уплатить авансовый платёж по налогу.
  2. В конце налогового периода (до 31 марта для организаций и до 30 апреля для ИП) подать налоговую декларацию по УСН.
  3. После подачи декларации необходимо выплатить оставшуюся сумму налога.

Подробнее об особенностях уплаты налогов по УСН можно узнать на сайте ФНС.

Проблемы введения налогообложения в инстаграме

Сейчас налоговое законодательство предоставляет возможность уплачивать государству довольно умеренные суммы и оставаться в рамках правового поля. Но подавляющее большинство блогеров всё ещё предпочитает не платить налоги и оставаться в тени. При всём том, что ФНС обещает утроить свои усилия, направленные на вычисление граждан, укрывающих свои доходы и занимающихся незаконным предпринимательством, в реальности их выявить довольно непросто.

Сотрудник ФНС заполняет бумаги за столом

Сотрудники ФНС будут прилагать ещё бодьше усилий для выявление укрывающихся от налогов пользователей Instagram

Во-первых, лишь немногие блогеры, рекламируя какие-то товары или услуги, прямо заявляют об этом. Большинство из них пользуется приёмами «продакт-плейсмента», когда рекламируемый товар лишь упоминается и демонстрируется, чем скрыто продвигается для публики. Такая реклама трудновыявляема и практически недоказуема.

Во-вторых, зачастую даже самые известные блогеры в инстаграме предоставляют рекламу по бартеру или в обмен на рекламу собственной страницы. Такие операции налоговой службе также предстоит выявлять и отделять от обычной «коммерческой» рекламы.

Ксения Бородина в автомобиле

Представитель Ксении Бородиной в интервью одному печатному СМИ утверждал, что до 15% всей рекламы в её аккаунте не является коммерческой

А в интернете предлагается множество рецептов того, как можно избежать уплаты налога в инстаграме. Например, просто изменить страну в настройках аккаунта с России на другую.

Видео: как обойти НДС на рекламу в инстаграме

Любой бизнес вне зависимости от своего размера должен уплачивать разумный налог в бюджет государства, на территории которого он действует. Но вывести из теневой экономики представителей бизнеса из инстаграма будет крайне сложно, поскольку российские налоговики ещё не обладают для этого по-настоящему эффективными инструментами.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 2,50 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Инвестиции, информационный портал о финансах и кредитах, денежные переводы, онлайн сервисы