Трудовая миграция во многом определяет не только уровень жизни многих иммигрантов и их семей, но и экономическое развитие некоторых регионов в целом. Но тенденции в этом отношении изменчивы: образуются новые центры трудовой иммиграции, изменяются направления миграционного трафика, перераспределяются приоритеты в заинтересованности экономик стран мира в специалистах определённых категорий. Из всего этого складывается рынок труда в современном гипердинамичном мире.
Что означает международная трудовая миграция
Это понятие подразумевает определённые формы экономических отношений, при которых некоторый процент трудоспособного населения одного государства перемещается и переселяется в иные государства в поисках работы и более комфортной жизни.
В современном мире наблюдается большая разница в развитии экономики отдельно взятых государств, межгосударственных объединений и даже регионов нашей планеты. Наиболее активная и динамичная часть трудоспособного населения из более бедной страны перемещается в более благополучную в экономическом отношении страну, где выше уровень жизни населения, существуют хорошие перспективы профессиональной самореализации.
Эмиграцией называют процесс выезда трудовых мигрантов из одного государства для работы в других странах мира. Трудовая же иммиграция является обратным процессом, при котором происходит перемещение зарубежных трудовых ресурсов в данное государство. Вышесказанное легче пояснить на примере. Россиянин, выезжающий на работу в Германию, станет для соотечественников трудовым эмигрантом. Для немцев он уже будет трудовым иммигрантом. А французы будут рассматривать его просто в роли трудового мигранта (миграция означает перемещение), поскольку их процесс его переезда из России в Германию никоим образом не касается, они наблюдают за ним со стороны.
Каковы основные причины
В современных условиях трудовая миграция вызвана как причинами экономическими, так и теми, которые от экономики весьма далеки.
К первой категории можно отнести следующие предпосылки:
- отсутствие подходящей работы родине мигранта или массовая безработица, которая стимулирует усиление трудового миграционного трафика за рубеж,
- разный уровень развития экономики и, соответственно, большая разница в ВВП на душу населения приводит к тому, что трудовой мигрант переезжает из бедной страны в более богатую, где уровень валового внутреннего продукта на каждого жителя намного выше,
- разная степень обеспеченности стран мира ресурсами рабочей силы,
- деятельность ТНК по развитию производств в депрессивных регионах мира,
- тенденция к унификации обучения и подготовки специалистов в современных условиях.
Неэкономические же причины заключаются:
- в вынужденной миграции, когда люди выезжают из страны по причине преследований за свои политические убеждения или деятельность, под влиянием расовой дискриминации или гонений за принадлежность к определённой социальной группе населения. Впоследствии многие из них получают статус беженца и становятся легальной рабочей силой в других странах. Те, кому не удалось стать официальными беженцами, тоже вынуждены добывать себе хлеб насущный, но при этом чаще всего попадают в категорию нелегальной рабочей силы,
- на родине трудового мигранта ведутся боевые действия. Например, непрекращающиеся уже на протяжении десятилетий вооружённые конфликты в странах Ближнего Востока, в Судане или Ливии, привели к массовому оттоку трудовых ресурсов из этих государств в экономически благополучные страны,
- в массовом выезде активного трудоспособного населения из регионов мира, которые подверглись удару стихии, или где произошла экологическая катастрофа, привёдшая к критическому загрязнению воздуха, воды, почвы.
В 2004-м году прибрежные регионы Индокитая подверглись удару разрушительного землетрясения и последовавшего за ним смертельного цунами. Погибли сотни тысяч людей, были разрушены целые города и инфраструктура регионов. Значительная часть их жителей, которым повезло, была вынуждена выехать в поисках хлеба насущного в другие регионы мира. Это вызвало своеобразный кризис трудовых мигрантов в Таиланде, Гонконге, Сингапуре, Макао. Именно в эти страны и города-государства ринулись пострадавшие от стихийного бедствия люди, многие из которых стали в них трудовыми мигрантами.
Разновидности трудовой миграции
Трудовую миграцию подразделяют на:
- внутреннюю,
- внешнюю.
Скажем несколько слов о внутренней миграции трудовых ресурсов. Например, люди покидают провинцию, где работа есть только в сельском хозяйстве, мало промышленных производств и, соответственно, нет возможности достаточного уровня заработка. Они переезжают в более или менее крупные города, где становятся внутренними трудовыми мигрантами. В качестве первого примера можно перевести забытую многими урбанизацию в Советском Союзе, которая происходила в 60-х и 70-х годах прошлого столетия. Именно в этот период население многих городов удвоилось и даже утроилось за счёт приехавших из сельской местности трудовых мигрантов.
В качестве второго примера можно привести трудовую миграцию в Китае, где наблюдается неравномерное экономическое развитие разных регионов страны. Китайские мегаполисы, преимущественно расположенные в восточной части КНР ближе к морю, притягивают к себе работников, проживающих в центре и на западе страны. Именно массовое перемещение рабочей силы внутри КНР предоставляет серьёзные трудовые ресурсы для развития промышленности.
Международная трудовая миграция означает пересечение границ другой страны в поисках работы. Примером может служить массовое трудоустройство граждан Украины в соседней Польше, где уже (только по приблизительным подсчётам) работают около свыше 3 млн украинцев.
Переехавшие на работу в другие страны рано или поздно либо становятся частью общества принявшего их государства, либо возвращаются в ту страну, из которой они уехали. В первом случае они перевозят к себе свои семьи или создают их в принявшем их государстве, где есть работа и жизнь относительно комфортна, есть перспектива профессиональной самореализации, а уровень дохода позволяет с уверенностью смотреть в день завтрашний.
Учёные считают, что первым примером описываемого процесса в современной мировой истории стало целенаправленное перемещение рабов из африканского континента на американский, вызвавшее на протяжении XVІІ-XІX вв. значительное сокращение африканского населения. Когда в Соединённых Штатах Америки запретили рабство, то это вызвало вторую крупную волну трудовой миграции, при которой трудовые ресурсы из Европы переезжали в Новый Свет. В начале прошлого столетия наблюдалось преобладание миграции рабочих, занятых на промышленном производстве. Во второй же половине XX века наибольшую активность стали проявлять разорившиеся крестьяне. Во время Второй мировой войны и после неё на мировом рынке труда образовался вакуум представителей технической интеллигенции. С наступлением 90-х крайне востребованными стали специалисты в сфере компьютерных технологий. Собственно говоря, эта тенденция актуальна и сегодня.
Также существует более детальная классификация трудовой миграции. Она учитывает сроки, на которые мигранты переезжают в другие страны (временно или постоянно), характер перемещения («челночный» или регулярный), а также степень законности и квалификационный уровень мигрантов — утечка «мозгов» или низкоквалифицированных трудовых ресурсов.
Видео: трудовая миграция из Украины в Польшу
Как трудовая миграция регулируется на государственном уровне
Над изучением трудовой миграции трудится множество научно-исследовательских заведений, экспертов, экономистов, социологов и даже психологов. И в этом нет ничего удивительного, ведь, как уже было сказано, в современном мире трудовая иммиграция во многом определяет уровень экономического развития как отдельных стран, так и регионов мира. Поэтому такие процессы глобального характера необходимо заранее спрогнозировать и понимать, к чему может привести отток трудовых мигрантов из одной страны и их массовый приток в другую страну (если речь идёт о международной трудовой миграции) или перемещение между регионами отдельного государства. В объективной информации и прогнозах на ближайшее и отдалённое будущее заинтересованы правительства, руководство транснациональных корпораций, разработчики проектов регионального развития и так далее. Заинтересованных очень много. Ведь даже для руководства компании средней величины осведомлённость о ситуации на рынке труда означает не только планирование расширения производства, предполагающее открытие новых рабочих мест, но при этом владение объективной информацией сможет правильно определить и его сроки, объёмы, а также уровень заработной платы, которую следует платить наёмным работникам в регионе, где будет размещаться это производство. Поэтому, как мы видим, исследование ситуации, связанной с международной или внутренней миграцией трудовой силы, имеет первостепенное значение для государственных и коммерческих структур.
На государство возлагаются обязанности регулирования трудовой миграции. В каждой стране должна быть выработана национальная иммиграционная политика, подразумевающая комплекс мероприятий, направленных на государственное и межгосударственное регулирование трудового миграционного трафика.
Иммиграционную политику в отношении зарубежных трудовых ресурсов может определять не только государство в отдельности, но и целое государственное формирование. Примером может стать Евросоюз, в котором действует практически унифицированное для всех его членов иммиграционное и трудовое законодательство. В частности, оно предусматривает, что работодатель из любой европейской страны должен рассматривать в приоритетном порядке на занятия вакансий кандидатов из числа только своих сограждан или жителей других стран Европейского Союза. Если по каким-либо причинам на протяжении оговорённого в законодательстве срока не удаётся заполнить вакансию представителем данной категории, то только в этом случае разрешается принимать на работу зарубежных трудовых мигрантов из третьих стран.
Государственное регулирование миграционного трафика основывается на основе национальных законов определённого государства и двусторонних/многосторонних межгосударственных договорах. Для реализации на практике этой политики большинство государств использует методы ограничительного характера:
- ограничения по профессиональному уровню, специальности, образованию,
- ограничение по возрасту и состоянию здоровья,
- социально-экономические ограничения. Примером может стать требование для иностранного трудового мигранта располагать достаточными средствами для первоначального проживания в принимающей его стране.
В то же время на государственном уровне разрабатывается и комплекс мер, которые призваны стимулировать определённые категории мигрантов для переезда. Например, во многих странах мира существуют специальные иммиграционные программы, направленные на привлечение в экономику представителей остродефицитных специальностей, для которых создаются льготные условия иммиграции и дальнейшей натурализации в принимающем государстве. Это актуально и для специалистов высокого уровня квалификации, и для представителей рабочих специальностей.
В каждой стране существуют свои особенности стимулирования притока востребованных категорий трудовых мигрантов. Например, в Польше на правительственном уровне приняты решения, которые значительно упростили трудовую миграцию для граждан Украины.
В Австралии действует несколько иммиграционных программ, направленных на привлечение в страну представителей определённых профессий. Желающие смогут ознакомиться с перечнем профессий и специальностей на сайте австралийского департамента по трудоустройству. Подобная ситуация существует и в Канаде, где тоже действует несколько федеральных и региональных иммиграционных программ. В качестве примера можно привести Federal Skilled Worker, рассчитанную на привлечение высокопрофессиональных кадров, и Canadian Experience Class, которая действует для широких кругов зарубежных трудовых мигрантов.
Подобная ситуация существует во многих государствах мира, чьи правительства всерьёз заботятся об их экономическом развитии.
Наиболее прагматичными иммиграционными программами для привлечения зарубежных трудовых мигрантов могут похвастать, естественно, далеко не все страны. Как показала практика, открытие внутреннего рынка труда для иностранных трудовых мигрантов в большинстве случаев способствует его оптимизации и ускоряет экономическое развитие страны, как в целом, так и отдельных отраслей её экономики.
Видео: рассказ о трудовой миграции в Канаду
Ограничения на въезд трудовых мигрантов
Если в конкретную страну поощряется иммиграция представителей отдельных профессии и остродефицитных специальностей, то в эту же самую страну может быть ограничен въезд для других категорий трудовых мигрантов. Во многих государствах проводится количественное квотирование, которое определяет процент и количество трудовых иммигрантов в экономике в целом и в её конкретных отраслях. Квоты рассчитываются и утверждается на правительственном уровне, как правило, накануне следующего бюджетного года. Информация о них должна публиковаться в средствах массовой информации. Подобная практика существует, например, в Соединённых Штатах Америки, в Канаде, в Австрии, в Австралии и Новой Зеландии.
Казалось бы, потенциальной трудовой мигрант полностью соответствует иммиграционной программе, но при этом переехать в страну своей «трудовой мечты» он не может. И происходит это только по одной причине — он не попал в квоту. Поэтому приходится ждать до следующего года. А вот работодатель вряд ли станет держать для него вакансию до следующего бюджетного периода. Существует общая рекомендация для трудовых мигрантов, отправляющихся в страны, в которых существуют квоты на их приём, – учитывать данный фактор и стараться попасть в квоту в первой половине года, когда она ещё далеко не исчерпана.
Ограничение притока трудовых мигрантов может происходить и в пределах определённых параметров иммиграционных программ. Например, в Канаде для участия в федеральной иммиграционной программе Federal Skilled Trades допускаются кандидаты, не имеющие профильного образования. Собственно говоря, их образование вообще никого в рамках этой программы не интересует. Но вот требованию об уверенном владении английским языком всё же необходимо соответствовать. Также важно пребывать в возрасте от 21 до 55 лет и подтвердить хорошее состояние своего здоровья.
Государственное регулирование проявляется и в установлении профессиональных и отраслевых ограничений для трудовых мигрантов в виде категорических запретов занимать определённые должности, работать в некоторых сферах экономики.
Экономическое регулирование
При экономическом регулировании применяется множество методов, направленных на оказание трудовым мигрантам помощи в трудоустройстве, а также предоставление льготных кредитов для тех, кого власти определённой страны хотят видеть у себя в роли работающего зарубежного специалиста. Нежелательным же трудовым мигрантам могут предоставлять выплаты при увольнении с работы при условии дальнейшего отъезда из страны.
Методом экономического регулирования можно считать и открытие транснациональными корпорациями новых предприятий в экономически развивающихся странах мира. В этом случае страны-доноры стимулируют создание в ранее депрессивных регионах новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения, социальных выплат и так далее.
Открытие какой-либо ТНК производства, скажем, в одной из стран Африки вызовет приток в это государство трудовых мигрантов из соседних африканских держав. Также при открытии предприятия потребуется специалисты, которые станут представителями среднего и высшего руководящего звена открывшегося предприятия. Как правило, они приезжают из высокоразвитых стран. Стимулом к переезду, например, из Великобритании в Нигерию может стать гораздо более высокая, чем на Туманном Альбионе, заработная плата, которая будет платиться за работу на большом удалении от родины, за риск оказаться жертвой местных преступных группировок, за проживание в стране с высокой эпидемиологической опасностью. И это тоже станет экономическим регулированием трудовой миграции.
При рассмотрении данной темы нельзя не упомянуть о нелегальной трудовой миграции. По оценкам экспертов, сегодня в западноевропейских странах находится более 4 млн иммигрантов, работающих нелегально. Ситуация в Соединённых Штатах ещё более удручающая. Власти страны оценивают количество нелегальных трудовых мигрантов в 4,7 млн человек. Нелегалы сильно рискуют, как рискуют и их работодатели, ведь нелегальная работа чревата серьёзным административным, а иногда и уголовным наказанием. Более всего в этой ситуации может пострадать работодатель. Но обе стороны идут на это, ведь найти нелегальную работу иммигранту гораздо проще, а работодатель может, в свою очередь, платить нелегалу значительно меньше, чем официально устроенному работнику хотя бы за счёт экономии на налогах. Во многих странах заключение контракта с зарубежным работником подразумевает, что он будет получать заработную плату, которая не ниже средней по определённой отрасли экономики принимающей страны. И это обязывает работодателя и её выплачивать.
Какие регионы являются центрами международной эмиграции и иммиграции
Основными центрами трудовой эмиграции сегодня можно считать страны Индокитая, Индию, Шри-Ланку, Пакистан, страны Магриба, Китай, большинство латиноамериканских государств. Естественно, следует упомянуть и о республиках, образовавшихся после распада Советского Союза. Эти регионы мира поставляют сегодня наибольшее количество трудовых мигрантов на мировой рынок труда.
В качестве отдельной категории можно рассматривать жителей стран Евросоюза, недавно ставших членами этого межгосударственного формирования и ещё не успевших достигнуть среднеевропейского уровня экономического развития. Примером могут стать постсоветские прибалтийские республики, Польша, Болгария, Венгрия, некоторые балканские страны. Из них квалифицированная рабочая сила мигрирует в более экономически благополучные страны Евросоюза. Образовавшиеся же вакансии, как правило, занимаются представителями стран СНГ.
Импортёрами же рабочей силы в современном мире являются наиболее развитые в экономическом плане государства. Об общем количестве трудовых мигрантов в современном мире можно говорить лишь приблизительно. Эксперты в сфере трудовой миграции считают, что сегодня за пределами своих родных стран находятся не менее 225 млн человек, которые трудятся в других государствах. Лидером по количеству трудовых мигрантов является Западная Европа, в которую ежегодно приезжает около 7 млн трудовых мигрантов. Ненамного отстаёт неё и Северная Америка (Соединённые Штаты и Канада), куда ежегодно мигрируют около 6,5 млн человек, которых можно смело отнести к категории переезжающих для трудоустройства. На третьем месте находятся нефтеносные страны Ближнего Востока, куда ежегодно переезжает около 3 млн трудовых мигрантов.
Роль иммигрантов в экономике многих стран очень весома. Например, во Франции треть занятых в автомобилестроении является трудовыми мигрантами, а в строительной сфере их около 45%. В Бельгии же половина всех шахтёров тоже представлена трудовыми мигрантами, в Швейцарии каждый второй строительный рабочий является приезжим.
Удельный вес зарубежных трудовых мигрантов и в общем количестве работающих в некоторых странах крайне значителен. Например, в Катаре зарубежные трудовые мигранты составляют более 96% занятых, в Кувейте эта цифра превышает 80%. Саудовская Аравия и Бахрейн могут «похвастать» 40% иностранцев, занятых в их экономиках. А лидируют не только в ближневосточном регионе, но и во всём мире Объединённые Арабские Эмираты, где 97% всей рабочей силы составляют зарубежные трудовые мигранты.
Традиционными центрами притяжения зарубежной рабочей силы являются страны Европейского союза, США и Канада, ближневосточные государства, Российская Федерация, Австралия, Южная Корея, Япония.
Некоторые государства могут быть одновременно и поставщиками, и импортёрами трудовых мигрантов. В качестве примера можно привести Иорданию или Египет.
В определённых странах наблюдается ассимилированный характер иммиграции. Это означает, что большинство приезжающих в государство трудовых мигрантов любыми путями намеревается легализоваться в нём и, пройдя путь естественной натурализации, получить гражданство. Подобная тенденция характерна для стран, которые, по сути, сами были созданы именно иммигрантами. Типичными примерами станут США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.
Положительные и отрицательные аспекты процесса
Как и каждый процесс, трудовая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам трудовой иммиграции можно отнести следующие факторы:
- страны-экспортеры трудовых ресурсов «прокачивают» часть собственных трудовых ресурсов в более развитых странах, в результате чего получают по их возвращении на родину опытных работников с высоким уровнем квалификации, что в немалой степени способствует росту их собственных экономик,
- экспорт трудовых ресурсов приносит валютный доход: фирмы-посредники платят отчисления в государственный бюджет, трудовые мигранты переводят домой заработанные деньги, привозят из-за рубежа автомобили, бытовую технику, одежду, ввозят средства производства для реализации собственных стартапов,
- в период экономического спада эмиграция рабочей силы содействует снижению напряжённости на внутренних рынках труда.
К негативным последствиям международной трудовой миграции можно отнести:
- безвозвратную потерю определённой части трудоспособного населения, которое остаётся работать в принявших его странах без намерения возвратиться на родину,
- трудовыми мигрантами, как правило, становятся наиболее активные и трудоспособные граждане страны-экспортера рабочей силы, которые могли бы своими способностями и энергией существенно помочь её экономическому развитию,
- международная трудовая миграция оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию в странах-экспортерах, где наблюдается тенденция к росту количества разводов и уменьшению рождаемости,
- с прибытием в экономически благополучную страну зарубежной рабочей силы на её внутринациональном рынке труда начинает создаваться значительное напряжение и возрастает конкуренция, что способствует снижению уровня заработной платы в том числе для коренных жителей этого государства.
Особенности и проблемы трудовой миграции в России
Образование после развала Советского Союза независимых республик привело к возникновению на постсоветском пространстве международной трудовой миграции. Например, если раньше армянин приезжал и на работу в Россию, то он считался внутренним мигрантом. Теперь же аналогичный процесс можно отнести исключительно к международной категории.
Российскую Федерацию сегодня можно считать не только государством-донором трудовых мигрантов, но и государством-реципиентом. Многие россияне уезжают в более благополучные в экономическом отношении страны на заработки. Далеко не всегда можно говорить о том, что предстоящая работа за границей будет соответствовать профессии трудового мигранта. Многие высококвалифицированные российские специалисты часто вынуждены идти на работу, которая предполагает низкий квалификационный уровень. Но оплата даже низкоквалифицированного труда, к примеру, в странах Европейского Союза, будет в несколько раз выше, чем их работы по специальности на родине.
С другой стороны, в Россию направляется трудовой миграционный трафик из республик СНГ. В большинстве стран, относящихся к ближнему зарубежью, уровень жизни населения ниже, что вынуждает их граждан к переезду на работу в Россию, где гораздо легче найти вакансию, чем, например, в странах Европы или США. Плюсами станут и отсутствие языкового барьера, и общее советское прошлое, и практически одинаковый менталитет.
Особенностью международных процессов трудовой миграции в Российской Федерации считается относительно слабое государственное регулирование, конечно, если сравнивать его с подобным в странах Западной Европы или, например, в Канаде. Значительная часть зарубежной трудовой силы в России работает нелегально. Безусловно, государство старается бороться с этой тенденцией, но пока что это борьба идёт с переменным успехом.
В данном случае нельзя не упомянуть и его внутренней трудовой миграции на территории Российской Федерации. Экономическое развитие регионов далеко не равнозначно, поэтому жители относительно слаборазвитых регионов стараются переехать в более экономически благополучные. Основными центрами притяжения трудовых мигрантов в России стали её столица, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тюмень, Татарстан. Отличительной чертой России, впрочем, наблюдающейся и в других странах СНГ, является существенная разница в оплате труда между соотечественниками, работающими в пределах крупных агломераций и россиянами, занятыми в провинции.
Процессы трудовой миграции постоянно претерпевают изменения. Меняются направления миграционного трафика, изменяются центры притяжения трудовых ресурсов. Прогнозирование на основе возникающих предпосылок ближайшего будущего и отдалённых перспектив в значительной степени помогает правильно расставлять акценты при развитии определённых направлений экономики на глобальном уровне. Но понимание современных тенденций трудовой миграции станет очень полезным и для рядовых граждан, которые намереваются в ближайшем будущем реализовать свои способности и трудовые навыки за рубежом.